воскресенье, 31 января 2016 г.

Самый лучший день

От нечего делать посмотрел "Самый лучший день". По трейлерам в кинотеатрах он мне представлялся такой неплохой (для снятых у нас) комедией, с хорошими (Чурикова, Нагиев, Яковлева) и не очень (Боярский) актёрами и саундтреком, неплохо идущим после пятой бутылки пива даже если обычно ты слушаешь Skindred и The Dreadnoughts. Ну такой вполне себе таймкиллер на дождливое воскресенье.
Когда ничего особенного от фильма не ждёшь, вариантов реакции на него может быть две. Это или приятное удивление (если получилось лучше, чем думал) или закономерное разочарование из разряда "ну вот, опять не смогли нормально сделать". Возможно, именно поэтому любое отклонение от этой вилки заставляет реагировать чуть более эмоционально.

Но сейчас... Сейчас я просто опиздошен к херам.

Самое страшное в этом фильме то, что сделан он хорошо. Это не поделка из разряда "нам надо было освоить бюджет, поэтому мы на две секунды светанули Боярского". Это не тупая комедия с туалетным юмором. Там даже матом особо не ругаются. Актёры играют хорошо (кроме Боярского), подобраны отлично (кроме Боярского) и поют, в общем, тоже хорошо (кроме Боярского).

И именно поэтому фильм начинаешь смотреть чуть более внимательно, чем обычно. И вот тогда-то понимаешь что смотришь в Бездну, и она смотрит на тебя в ответ.

Сюжет прост, как две копейки (в титрах вообще пишут что фильм снят по мотивам пьесы Островского "Старый друг лучше новых двух"): в какие-то региональные дебри (там мелькает пара топонимов, но я не вникал) приезжает известная певица Алина Шёпот (её играет солистка группы "Серебро" Ольга Серябкина) чтобы оформить дом, который она купила для своей матери, и подготовить всё к её переезду.

Ведёт она себя соответственно клише "богатая москвичка приехала в провинцию" - бухает и катается на внедорожнике по окрестностям, не боясь ни законов, ни последствий. Такое безответственное поведение приводит её внедорожник аккурат в служебную тачку местного ГИБДДшника Пети (Нагиев), который припарковался на обочине, чтобы поспать.

Не особо впечатлившись угрозами служителя порядка, Алина заводит с ним интрижку, весело проводя время на природе, на лужайке своего дома и в спальне. Короче они бухают, трахаются и скандалят с местными.

И всё было бы заебись, если бы Петя, за несколько часов до встречи с Алиной, не сделал предложение своей девушке Оле (Александрова), которая уже рассказала всё подругам и матери и побежала наряжаться и наводить марафет к назначенной на сегодня же официальной церемонии сватовства.

Конечно же измена становится достоянием широкой общественности, за чем следуют скандал, разборки и непременный хэппи энд.

И всё бы ничего, если бы не детали, те бытописательские мелочи, которые делают фильм куда более страшным адом с сенобитами почище чем в хеллрейзере. Если бы, по иронии судьбы, музыкальная часть не являлась в фильме основной (а он заявлен как караоке-комедия, с субтитрами для подпевающих), то весь саундтрек можно было бы смело заменять Ленинградом. Фильм тогда совершенно органично бы вписался в череду последних клипов группы, между Вип и недавним Экспонатом.

Если Звягинцев в Левиафане всеми силами старается передать безнадёгу и трагедию через какого-то непросыхающего алкоголика, то здесь эта же безнадёга вылезает через то, что никакой трагедии-то и нет. Ничего сверхъестественного не происходит - люди просто так живут. Ну да, бывает всякое - вчера сделал предложение, а сегодня его показывают у Малахова в "Пусть говорят", собирающегося жениться на какой-то другой бабе - и что? Как сказал бы Карлсон: "Дело-то житейское..."

Все отличные диалоги, все прекрасные мизансцены фильма ведут зрителя к тому, что вот этот вот ад - он не в подвалах, не в подворотнях, не в тюрьмах и не в глухой тайге. Он вот он - здесь. И происходит он с нормальными, даже вполне приличными людьми - герои фильма не бомжи и не преступники; они работают и вполне неплохо живут. 

И, при всём при этом, мать главной героини выдаёт ей замечательную фразу: "У нас богатых-то полно. У кого огород, у кого гараж, у кого срок - выбор есть", окончательно давая понять что Петя (а его надо видеть, чтобы понять) - лучший из доступных вариантов.

Этот вот самый Петя, который уходит в длительный запой, который забывает про свою невесту а потом приходит к ней на работу мириться со словами "Позовите Олю, а то я щас здесь ломать всё начну" и "Оля, выйди сюда, гадина...". И вот он, да - лучший.

"Самый лучший день" ужасен именно своей обыденностью. Не все в нём довольны происходящим, но всё происходящее случается с ними как естественная часть их жизни. Даже наоборот - возникающие здесь проблемы связаны именно с тем, что они из этой жизни героев выталкивают, заставляя как-то шевелиться и оглядываться по сторонам: думая о поиске лучшего партнёра, смене работы или переезде в Москву.

Это отличный фильм, но комедией он является не больше чем "Окно в Париж" Мамина. Только если там рассказывалось о столкновении пост-совковой и европейской цивилизаций, то здесь эта вот победившая пост-совковая цивилизация сталкивается сама с собой, условно разделённая на "городскую" с дорогим алкоголем и внедорожниками, и "деревенскую" - с водкой и гармошкой.  Да, есть над чем посмеяться, но не проходит ощущение того, что события разворачиваются в аду.

И фантасмагорический данс-макабр, которым всё завершается, только подкрепляет это ощущение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий