понедельник, 24 марта 2014 г.

Вождение за деньги

Прочитал тут статью Кирилла Румянцева касательно вождения за деньги и, поначалу, немного удивился. Удивился - потому что считал что тема эта по длине своей бороды сравнялась с паладинами и элайментами, все для себя всё решили и, соответственно, спорить не имеет смысла.

Однако, раз уж она до сих пор поднимается, я хочу вставить свои пять копеек, потому что считаю что Кирилл недостаточно подробно раскрывает самую важную составляющую всего этого дела.


Сразу хочу отметить что пишу это не как один из оргов Ролекона (в этом случае я, понятно, выступаю лицом вполне заинтересованным), а как простой ролевик, чьё мнение сформировалось под влиянием опыта (и как игрока, и как мастера) как платных, так и бесплатных игр.

На мой взгляд, вся проблема восприятия платных игр проистекает исключительно из того факта что бОльшая часть людей, задающихся этим вопросом, до сих пор относятся к НРИ как к чисто тусовочному хобби, в рамках которого все друг с другом более-менее знакомы.

Ну, например, общаются люди на тематическом форуме десять лет, привыкли что всегда можно пойти в раздел "Поиск игроков" и с кем-то договориться и поиграть... А тут, вдруг - бац! Вторая смена. Объявление о поиске игроков, оговаривающее стоимость вождения. Причём от человека, у которого ты сто раз играл совершенно бесплатно и сам его водил. Ну, конечно, это вызывает чувство лёгкого ахуя, хорошо знакомого мне по первому знакомству с идеей платных игр.
Или ещё лучше - приходит мастер к своим игрокам, с которыми уже давно играет, и говорит "Ну, друзья, раз уж вы хотите играть понями, путешествующими по миру "Звёздных войн", будьте добры - закиньте в кассу по пятихаточке, а то меня с джедаев блевать тянет, я это бесплатно водить не буду. А я вам за это спою песню Булата Окуджавы чаршиты радугой разукрашу и облачка нарисую".

Подобные варианты развития событий вызывают вполне закономерное, на мой взгляд, недоумение.

А разгадка одна - надо уже отходить от представления, ограниченного рамками своей тусовки. Конечно, те сто (пятьсот, тысяча, больше) человек, которые через одного знакомы и, иногда, бухают вместе, никогда не будут водить друг-друга за деньги, потому что вполне нормально играют так (вопросы покупки рулбуков и еды я тут даже не рассматриваю - уж это-то всё вообще на раз решается).

И тут мы приходим к пониманию того, что ЦА платных ролевых игр отнюдь не идентична ЦА ролевых игр, как таковых.
Для простоты, два тезиса:

1. Не все ролевики будут играть за деньги (это мы уже выяснили)
2. Не все, кто играет за деньги в НРИ - ролевики

Второй пункт не означает что я хочу кого-то лишить права гордо именовать себя ролевиком и требую изгнать его из стройных гик-рядов. Эти люди - всего-навсего те, кто относится к НРИ так же, как и к любому другому развлечению "по случаю". Вернее - не относится к НРИ. Ну просто они на вечер выбирают между Дженгой, Каркассоном и D&D.

Кстати, да - здесь важно обратить внимание на различие терминов "увлечение" и "развлечение".

Я говорю про тех, кто не хочет покупать и штудировать рулбуки, не хочет возиться с сопутствующим инвентарём и не хочет тратить больше усилий, чем нужно на некую сферическую "Монополию" или ту же Дженгу.

У этих людей нет знакомого мастера, они не читают тематические ресурсы и им глубоко наплевать на то, когда выйдет новая редакция D&D и как классно вы адаптировали Дневник Авантюриста для игры про люберецких гопников. У них просто есть свободное время и они хотят играть. И, естественно, они надеются что ведущий объяснит им какие кубики когда кидать и что, вообще, можно делать.
На этом же этапе (возвращаюсь к статье Кирилла), начинает работать и система договорённостей об условиях игры - сеттинги, системы и т.д.

Так за что же они, в конечном счёте, платят? А платят они, по сути, за сервис (как бы пафосно это не звучало). Что такое сервис? Отсутствие необходимости покупать и изучать книги правил, возможность выбора того, какой будет игра, возможность просто приехать и поиграть "на всё готовенькое". Ну и, кроме того, формат подобных игр подразумевает отсутствие затянутых и тягомотных сцен (которые интересны далеко не всем).

Самое главное - возможность не напрягаться. Ведущий не отчитает вас за то, что вы опоздали на игру, не выгонит вас, потому что плохо играете или недостаточно хорошо отыгрываете. Он выполняет функции человека, обеспечивающего вам интересное и ненапряжное развлечение, которое вы сами себе обеспечить не смогли бы (речь, повторю, не о ролевиках).

Кроме того, сервис заключается и в возможности играть в специальном помещении. Не нужно звать к себе домой незнакомого человека (или группу незнакомых людей), не нужно тащиться куда-то в Новоебенёво, только потому что там живёт тот единственный человек, который готов всех к себе пустить. Всё то, что со знакомыми людьми не замечается, с незнакомыми - очень важно. Поэтому возможность играть в нормальном помещении (и, при этом, не в кафе, откуда могут выгнать или где может доебаться какой-нибудь бухой упырь) - это тоже важная составляющая сервиса.

И вот через это мы приходим к тому, почему "за деньги" играют и вполне себе обычные ролевики. Да - это удобно. Да, ты играешь десять лет, но хочешь попробовать новую систему или просто хочешь поиграть у мастера, которого знал до этого только вирутально. Да, в конце-концов, ты просто хочешь поиграть, но дома это сделать не получается ввиду жены/детей/родителей/злого попугая/набора серебряной посуды XIX века, которую ты не хочешь потом пересчитывать после ухода пяти незнакомых людей.

Таким образом, говоря о платном вождении, надо просто уйти от представления о том, что "платное - это такое же, как и бесплатное, только за деньги". Не такое же. И, именно потому что "не такое же", надо понимать что и аудитория там несколько иная - со своими пожеланиями, представлениями о комфорте и т.д.
Кроме того, надо отдавать себе отчёт в том, что деньги платятся не за то, что мастер пришёл и поиграл по фану, да ещё и бабки поднял. Кирилл об этом пишет правильно - на то, чтобы провести игру для партии новичков, которым надо сгенерить персонажей, рассказать что и куда кидать, провести игру в удобное для них время и быть готовым к тому, что кому-то позвонят и он будет пятнадцать минут разговаривать по телефону, потому что это важно - на всё это нужно гораздо больше усилий, чем на проведение игры "для своих".

Отдельно хочу заметить что "новички" - это часто (не всегда) не "Ну, я читал Толкиена и Сапковского, играл там на компе в балдургейт какой-то и друг у меня ездил на полёвку" - а реально люди, которые хотят играть челмедведосвином - варваром/магом, дворянином. Просто потому что "Бгг, это прикольно!" Мастер, водящий "из любви к искусству" с такими просто не свяжется - и потеряет партию нормальных людей, которые потом с удовольствием поиграли бы и нормальными персонажами.

"Ну так и нехуй связываться с новичками и теми, кто хочет просто играть в удовольствие!" скажет нам просвещённый гений. Я, однако, позволю себе не развивать эту тему, ввиду её абсолютной безблагодатности и тоже, в общем-то, древности.

P.S. Прошу не рассматривать этот текст, как наезд на чьи-то конкретные игровые предпочтения или представления об игре. Все примеры взяты из головы и ни на кого не намекают.

P.P.S. Отдельно прошу прощения за такой длинный текст и благодарю всех, кто не поленился дочитать его до конца.


2 комментария: